Центр юридических услуг
Контактный телефон: +7(343) 383-51-58

E-mail: mail@nordlawyer.ru

г. Екатеринбург, ул. Родонитовая, дом 18 "Б", офис 414
ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ  СТОИМОСТЬ  СУДЫ   ПРАКТИКА  ОТЗЫВЫ
Главная » Статьи » ТРУДОВОЕ ПРАВО

Где курить работникам



С 1 июня 2013 года в Российской Федерации практически в полной мере вступил в действие федеральный закон "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".

Рассмотрим каким же образом положения данного закона могут повлиять тем или иным образом на права работников.

В последние годы в СМИ стали появляться упоминания об отказе в приеме на работу именно по мотиву наличия у кандидата привычки курить.

Такие действия работодатели зачастую связывают с желанием создать коллектив из некурящих сотрудников. Данная мотивация связана в первую очередь с желанием минимизировать риски несения дополнительных расходов, связанных с возможной в дальнейшем нетрудоспособностью таких работников. Ведь далеко не секрет, что курение является причиной развития других болезней, которые в свою очередь часто являются причинами ухудшения здоровья работников.

Из-за этого пагубного пристрастия к табаку некоторые из работников в силу своего физического состояния и проблем со здоровьем не в силах работать должным образом и быть полезными в производственной деятельности организации. Негласная политика, действующая в некоторых организациях, ставит барьер на прием в коллектив курящих.

Однако такая позиция работодателя никоим образом не основана на действующем законодательстве.

Статья 2 Трудового Кодекса РФ говорит о запрете дискриминации в сфере труда. А статья 64 Трудового Кодекса говорит о запрещении необоснованного отказа в заключении трудового договора и приводит примерный перечень оснований, по которым соискателю на должность не может быть отказано в приеме на работу. Такими основаниями могут быть к примеру цвет кожи, раса, национальность, язык и другие.

Как следует из вышеприведенного перечня курение в нем отсутствует. Однако это обстоятельство не может являться основанием для отказа в заключении с работником трудового договора. Такой отказ в приеме на работу именно по мотиву курения соискателя является не чем иным, как дискриминацией по его образу жизни. При наличии такого отказа, гражданин вправе обжаловать его в суд.

Пункт 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» указывает на то, что запрещается отказывать в заключении трудового договора по обстоятельствам, носящим дискриминационный характер. Поскольку действующее законодательство содержит лишь примерный перечень причин, по которым работодатель не вправе отказать в приеме на работу лицу, ищущему работу, вопрос о том, имела ли место дискриминация при отказе в заключении трудового договора, решается судом при рассмотрении конкретного дела.

С учетом приведенных разъяснений Верховного Суда и при доказанности отказа в заключении трудового договора именно по мотиву курения соискателя с большой долей вероятности можно говорить о том, что суд признает такой отказ незаконным.

Тоже самое можно говорить и по поводу увольнения по такому основанию как наличие у работника привычки курить. Ведь основания для увольнения по инициативе работодателя четко указаны в статье 81 Трудового Кодекса РФ и этот перечень не подлежит расширению. Сегодня не существует такого основания для увольнения как нарушение работником требований закона о запрете курения на рабочих местах и в рабочих зонах.

Рассматриваемый нами закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" в пункте 2 ст. 10 налагает на работодателей обязанность обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

В настоящее время у работодателя отсутствует прямо закрепленная в законе обязанность оборудовать на производстве места для курения.  

Закон говорит лишь, что на основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака в специально выделенных местах, к примеру, на открытом воздухе. Из этого следует, что работодатель, приняв во внимание просьбы работников, вправе оборудовать места для курения за пределами рабочих зон, но он также вправе полностью отказать в оборудовании таких мест и установить полный запрет на курение, к примеру, в офисе либо ином помещении организации.

Такие запреты могут быть введены внутренними локальными документами в организации. В таких документах необходимо указать на запрет курения вне отведенных для этих целей мест. Работники ознакамливаются с этими правилами под роспись. 

Если же работодатель выделяет на предприятии место для курения, то с 14 октября 2015 г. вступают в действие требования для выделения и обустройства таких мест. На открытом воздухе места для курения должны будут быть оборудованы пепельницами, знаком «Место для курения», искусственным освещением (в темное время суток).

Изолированные помещения для курения табака в обязательном порядке должны будут быть оборудованы дверью или аналогичным устройством, препятствующим проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения, с внешней стороны которой размещен знак "Место для курения"; пепельницами; искусственным освещением; огнетушителем; приточно-вытяжной системой вентиляции с механическим побуждением, обеспечивающей ассимиляцию загрязнений, выделяемых в процессе потребления табачных изделий, а также препятствующей проникновению загрязненного воздуха в смежные помещения.

Помимо этого, соответствие мест для курения определенным гигиеническим нормативам и санитарным правилам является обязательным условием их использования.

Таким образом, при выполнении всех вышеуказанных требований при выделении и обустройстве мест для курения у проверяющих органов не будет претензий к работодателям.

Статья 109 Трудового Кодекса РФ предусматривает для работников специальные перерывы для отдыха. Однако в ней отсутствует указание на перерыв для курения.

Вопросы, посвященные курению работников, не нашли своего разрешения в действующем Трудовом Кодексе. Поэтому решение таких вопросов, работодателям необходимо самостоятельно отражать во внутренних локальных документах. К примеру, в правилах внутреннего трудового распорядка, действующих в организации. В них необходимо предусмотреть перерывы для курения, их продолжительность и места для курения. Работники в обязательном порядке должны быть ознакомлены с этими внутренними документами под роспись.

Таким образом, курение в промежутки времени, не указанные во внутренних локальных документах работодателя являются нарушением трудовой дисциплины и могут быть расценены администрацией организации как отсутствие на рабочем месте по неуважительной причине.

Нарушение трудовой дисциплины может быть основанием для применения к виновному мер дисциплинарного воздействия. Работнику может быть уменьшена премия или он может быть её полностью лишен.

Работодатель может применить к виновному меры дисциплинарного взыскания, предусмотренные Трудовым Кодексом. Например, это может быть замечание или выговор.

Если работник, имея неснятое дисциплинарное взыскание, вновь совершает какой-либо проступок на работе, то он может быть уволен по инициативе работодателя по пункту 5 части 1 статьи 81 Трудового Кодекса - неоднократное неисполнение работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание.

Если же вопросы касающиеся курения работников организации не регламентированы внутренними документами работодателя или работники не ознакомлены с ними под роспись, то привлечь работников к дисциплинарной ответственности за курение во время работы работодателю будет достаточно проблематично.

В настоящее время Кодекс об административных правонарушениях содержит статью 6.25, которая называется «Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, к выделению и оснащению специальных мест для курения табака либо неисполнение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Часть 2 данной статьи говорит о том, что несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

В соответствии с п. 3 ст. 12 Закона N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения. Данные требования должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

Хочется отметить, что вышеуказанные требования к выделению и оснащению мест для курения приняты в настоящее время Приказом Минстроя России N 756/пр, Минздрава России N 786н от 28.11.2014, но вступают в силу только 14 октября 2015 г. и до этого времени указанный штраф по ч.2 ст. 25 КоАП РФ не применяется.

Однако в настоящее время могут возбуждаться дела по ч. 3 ст. 6.25 КоАП РФ за неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности. Штраф в этом случае для индивидуальных предпринимателей составляет от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей; для юридических лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.  К примеру, работодатель будет привлечен к ответственности, если оборудует курилку в местах, где законом вообще запрещено курение. Например, в медицинском учреждении либо в помещении школы.

Автор: Немцев Дмитрий Сергеевич, юрист

Категория: ТРУДОВОЕ ПРАВО | Добавил: Admin (25.05.2015) | Автор: Немцев Д.С.
Просмотров: 834


Похожие материалы:


Адрес: Свердловская область, г. Екатеринбург, Ботаника, ул. Родонитовая, дом 18 "Б", офис 414
тел. +7(343)383-51-58 ICQ ICQ: 242394798 Skype Skype: dmitry498
E-mail: mail@nordlawyer.ru

ГЛАВНАЯ   КОНТАКТЫ  СТОИМОСТЬ  СУДЫ   ЗАПИСЬ НА ПРИЕМ  ПРАКТИКА  ОТЗЫВЫ  КАРТА САЙТА  

Гражданские споры | Административные дела | Жилищные споры | Услуги по недвижимости |

Арбитражные дела | Семейные дела | Трудовые споры | Пенсионные дела | Наследство